- Код статьи
- S30345804S0235711925050022-1
- DOI
- 10.7868/S3034580425050022
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 5
- Страницы
- 13-23
- Аннотация
- Исследование посвящено разработке математической модели процесса трения качения упругих тел. Показано, что трение качения имеет двойственный характер, так как зависит от сил микропроскальзывания контактирующих поверхностей и сил адгезии на поверхности контакта. Влияние сил адгезии на сопротивление качению превалирует в случаях, когда линия контакта тел близка к прямой, например, при качении ролика по плоскости или при качении двух одинаковых шаров, а силы, вызванные микропроскальзыванием поверхностей, превалируют при криволинейной линии контакта, например, при качении шара по узкому желобу. Результаты моделирования сопоставлены с результатами экспериментальных исследований, ранее выполненными С. В. Пинетиным, которые подтвердили адекватность математической модели.
- Ключевые слова
- трение качения шар плоскость желоб моделирование
- Дата публикации
- 17.06.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 17
Библиография
- 1. Васильев Г. В. РФ. Патент 2044198 С1. Многозаходная винтовая пара с трением качения, 1995.
- 2. Вольченко А. И., Вольченко Н. А., Вольченко Д. А., Григорышин А. Н. РФ. Патент 2467219 С2. Многоступенчатый ленточно-колодочный тормоз с парами трения скольжения и качения, 2012.
- 3. Аноцкий С. В., Подолинский А. А., Парамонов Н. А. РФ. Патент 2548222 С2. Карданный вал с шарнирами равных угловых скоростей трения качения, 2015.
- 4. Аноцкий С. В., Подолинский А. А. РФ. Патент 2548247 С2. Шарнир равных угловых скоростей трения качения, 2015.
- 5. Шипунов А. Г., Березин С. М., Швец Л. М. и др. РФ. Патент 2148746 С1. Винтовая пара с трением качения, 2000.
- 6. Аноцкий С. В. РФ. Патент 2172874 С2. Силовая передача с шарниром равных угловых скоростей трения качения, 2001.
- 7. Xiong G., Gao Z., Hong C., Qiu B., Li S. Effect of the rolling friction coefficient on particles’ deposition morphology on single fibre // Computers and Geotechnics. 2020. V. 121. P. 103450. https://doi.org/10.1016/j.compeo.2020.103450
- 8. Li Z., Arias-Cuevas O., Lewis R. et al. Rolling – Sliding Laboratory Tests of Friction Modifiers in Leaf Contaminated Wheel – Rail Contacts // Tribol. Lett. 2009. V. 33. P. 97–109. https://doi.org/10.1007/s11249-008-9393-3
- 9. Лаврин А. В., Балякин В. Б., Оссилла В. Б. А. Экспериментальное исследование момента трения в подшипнике качения при перекосе вала // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2018. Т. 20. № 4–1 (84). С. 37–42.
- 10. Karavaev Y. L., Kilin A. A. Experimental investigations of the rolling friction of spherical bodies on a plane without slipping // Geometry, Dynamics, Integrable Systems – GDIS2018: Book of Abstracts, Dolgoprudny, 5–9 June 2018, Institute of Computer Science, 2018. P. 32–35.
- 11. Alaci S., Muscă I., Pentiuc Ș. G. Study of the Rolling Friction Coefficient between Dissimilar Materials through the Motion of a Conical Pendulum // Materials (Basel). 2020. V. 13 (21). P. 5032. https://doi.org/10.3390/ma13215032
- 12. Budinski K. G. An inclined plane test for the breakaway coefficient of rolling friction of rolling element bearings // Wear. 2005. V. 259 (7). P. 1443–1447. https://doi.org/10.1016/j.wear.2005.02.108
- 13. Крагельский И. В. Трение и износ. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Машиностроение, 1968. 480 с.
- 14. Пинелин С. В. Контактная прочность и сопротивление качению. М.: Машиностроение, 1969. 236 с.
- 15. Plotnikov P. K. Friction-force model for a ball with predisplacement of rolling on a rough surface // Dokl. Phys. 2010. V. 55. P. 287–291. https://doi.org/10.1134/S1028335810060108
- 16. Garber E. A., Samarin S. N., Traino A. I. et al. Simulation of rolling friction in the working stands of wide-strip mills // Russ. Metall. 2007. V. 2007 (2). P. 120–126. https://doi.org/10.1134/S0036029507020061
- 17. Горячева И. Г., Маховская Ю. Ю. Адгезионное сопротивление при качении упругих тел // Прикладная математика и механика. 2007. Т. 71. № 4. С. 534–543.
- 18. Горячева И. Г., Захаров С. М., Краснов А. П. и др. Оценка условий работы и требуемых свойств модификаторов трения для поверхности катания системы “колесо–рельс” // Трение и износ. 2013. Т. 34. № 6. С. 547–554.
- 19. Горячева И. Г., Торская Е. В., Захаров С. М. и др. Управление трением в системе “колесо – рельс” // Интеллектуальные системы на транспорте: Сборник материалов Третьей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 3–5 апреля 2013 г., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2013. С. 289–296.
- 20. Goryacheva I. G., Soshenkov S. N., Torskaya E. V. Modelling of wear and fatigue defect formation in wheel-rail contact // Vehicle System Dynamics. 2013. V. 51 (6). P. 767–783. https://doi.org/10.1080/00423114.2011.602419
- 21. Горячева И. Г., Торская Е. В. Моделирование влияния остаточных напряжений на процесс накопления контактно-усталостных повреждений в условиях трения качения // Механика, ресурс и диагностика материалов и конструкций: XII международная конференция: Сборник материалов, Екатеринбург, 21–25 мая 2018 г., Институт машиноведения Уральского отделения Российской академии наук, 2018. С. 98.
- 22. Королев А. В., Королев А. А., Захарченко М. Ю. Цифровая технология проектирования опор качения механизмов и машин на основе прикладной теории трения, износа и усталостного разрушения упругих тел обобщенной геометрической формы в процессе трения качения: Монография. Ч. 1 и Ч. 2. Саратов: Наука, 2019.