RAS Energy, Mechanics & ControlПроблемы машиностроения и надежности машин Journal of Machinery Manufacture and Reliability

  • ISSN (Print) 0235-7119
  • ISSN (Online) 3034-5804

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЧЕНИЮ УПРУГИХ ТЕЛ

PII
S30345804S0235711925050022-1
DOI
10.7868/S3034580425050022
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue number 5
Pages
13-23
Abstract
Исследование посвящено разработке математической модели процесса трения качения упругих тел. Показано, что трение качения имеет двойственный характер, так как зависит от сил микропроскальзывания контактирующих поверхностей и сил адгезии на поверхности контакта. Влияние сил адгезии на сопротивление качению превалирует в случаях, когда линия контакта тел близка к прямой, например, при качении ролика по плоскости или при качении двух одинаковых шаров, а силы, вызванные микропроскальзыванием поверхностей, превалируют при криволинейной линии контакта, например, при качении шара по узкому желобу. Результаты моделирования сопоставлены с результатами экспериментальных исследований, ранее выполненными С. В. Пинетиным, которые подтвердили адекватность математической модели.
Keywords
Date of publication
17.06.2025
Year of publication
2025
Number of purchasers
0
Views
19

References

  1. 1. Васильев Г. В. РФ. Патент 2044198 С1. Многозаходная винтовая пара с трением качения, 1995.
  2. 2. Вольченко А. И., Вольченко Н. А., Вольченко Д. А., Григорышин А. Н. РФ. Патент 2467219 С2. Многоступенчатый ленточно-колодочный тормоз с парами трения скольжения и качения, 2012.
  3. 3. Аноцкий С. В., Подолинский А. А., Парамонов Н. А. РФ. Патент 2548222 С2. Карданный вал с шарнирами равных угловых скоростей трения качения, 2015.
  4. 4. Аноцкий С. В., Подолинский А. А. РФ. Патент 2548247 С2. Шарнир равных угловых скоростей трения качения, 2015.
  5. 5. Шипунов А. Г., Березин С. М., Швец Л. М. и др. РФ. Патент 2148746 С1. Винтовая пара с трением качения, 2000.
  6. 6. Аноцкий С. В. РФ. Патент 2172874 С2. Силовая передача с шарниром равных угловых скоростей трения качения, 2001.
  7. 7. Xiong G., Gao Z., Hong C., Qiu B., Li S. Effect of the rolling friction coefficient on particles’ deposition morphology on single fibre // Computers and Geotechnics. 2020. V. 121. P. 103450. https://doi.org/10.1016/j.compeo.2020.103450
  8. 8. Li Z., Arias-Cuevas O., Lewis R. et al. Rolling – Sliding Laboratory Tests of Friction Modifiers in Leaf Contaminated Wheel – Rail Contacts // Tribol. Lett. 2009. V. 33. P. 97–109. https://doi.org/10.1007/s11249-008-9393-3
  9. 9. Лаврин А. В., Балякин В. Б., Оссилла В. Б. А. Экспериментальное исследование момента трения в подшипнике качения при перекосе вала // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2018. Т. 20. № 4–1 (84). С. 37–42.
  10. 10. Karavaev Y. L., Kilin A. A. Experimental investigations of the rolling friction of spherical bodies on a plane without slipping // Geometry, Dynamics, Integrable Systems – GDIS2018: Book of Abstracts, Dolgoprudny, 5–9 June 2018, Institute of Computer Science, 2018. P. 32–35.
  11. 11. Alaci S., Muscă I., Pentiuc Ș. G. Study of the Rolling Friction Coefficient between Dissimilar Materials through the Motion of a Conical Pendulum // Materials (Basel). 2020. V. 13 (21). P. 5032. https://doi.org/10.3390/ma13215032
  12. 12. Budinski K. G. An inclined plane test for the breakaway coefficient of rolling friction of rolling element bearings // Wear. 2005. V. 259 (7). P. 1443–1447. https://doi.org/10.1016/j.wear.2005.02.108
  13. 13. Крагельский И. В. Трение и износ. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Машиностроение, 1968. 480 с.
  14. 14. Пинелин С. В. Контактная прочность и сопротивление качению. М.: Машиностроение, 1969. 236 с.
  15. 15. Plotnikov P. K. Friction-force model for a ball with predisplacement of rolling on a rough surface // Dokl. Phys. 2010. V. 55. P. 287–291. https://doi.org/10.1134/S1028335810060108
  16. 16. Garber E. A., Samarin S. N., Traino A. I. et al. Simulation of rolling friction in the working stands of wide-strip mills // Russ. Metall. 2007. V. 2007 (2). P. 120–126. https://doi.org/10.1134/S0036029507020061
  17. 17. Горячева И. Г., Маховская Ю. Ю. Адгезионное сопротивление при качении упругих тел // Прикладная математика и механика. 2007. Т. 71. № 4. С. 534–543.
  18. 18. Горячева И. Г., Захаров С. М., Краснов А. П. и др. Оценка условий работы и требуемых свойств модификаторов трения для поверхности катания системы “колесо–рельс” // Трение и износ. 2013. Т. 34. № 6. С. 547–554.
  19. 19. Горячева И. Г., Торская Е. В., Захаров С. М. и др. Управление трением в системе “колесо – рельс” // Интеллектуальные системы на транспорте: Сборник материалов Третьей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 3–5 апреля 2013 г., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2013. С. 289–296.
  20. 20. Goryacheva I. G., Soshenkov S. N., Torskaya E. V. Modelling of wear and fatigue defect formation in wheel-rail contact // Vehicle System Dynamics. 2013. V. 51 (6). P. 767–783. https://doi.org/10.1080/00423114.2011.602419
  21. 21. Горячева И. Г., Торская Е. В. Моделирование влияния остаточных напряжений на процесс накопления контактно-усталостных повреждений в условиях трения качения // Механика, ресурс и диагностика материалов и конструкций: XII международная конференция: Сборник материалов, Екатеринбург, 21–25 мая 2018 г., Институт машиноведения Уральского отделения Российской академии наук, 2018. С. 98.
  22. 22. Королев А. В., Королев А. А., Захарченко М. Ю. Цифровая технология проектирования опор качения механизмов и машин на основе прикладной теории трения, износа и усталостного разрушения упругих тел обобщенной геометрической формы в процессе трения качения: Монография. Ч. 1 и Ч. 2. Саратов: Наука, 2019.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library